Медицина в цифровую эпоху: сможем ли мы стать более здоровыми в эпоху IT

Современная система здравоохранения стремительно меняется, появляются новые технологии и оборудование. Рано или поздно государство будет платить за результат лечения пациента, а не за оказанные ему медицинские услуги.

Какие изменения претерпевает сфера здравоохранения в мире, который переживает четвертую промышленную революцию? Заменят ли новейшие технологии традиционные медицинские практики? Сможем ли мы стать более здоровыми благодаря внедрению IT, телемедицины и искусственного интеллекта в работу лечебных учреждений? Современная система здравоохранения стремительно меняется, появляются новые технологии и оборудование. Промышленный интернет вещей помогает специалистам анализировать большие массивы медицинских данных, технологии 3D-печати — создавать донорские органы, а виртуальная и дополненная реальность — проводить сложнейшие малоинвазивные операции.

Государственные организации, лечебные учреждения и пациенты вынуждены постоянно балансировать между двумя первоочередными задачами — удовлетворением растущего спроса на услуги здравоохранения и сокращением их стоимости. Этот вызов особенно актуален в связи с общим старением населения, глобальной нехваткой ресурсов и разработкой дорогостоящих клинических инноваций. Это лишь некоторые из ключевых тенденций, которые оказывают влияние на мировой рынок здравоохранения и актуализируют необходимость перехода к новой модели медицинского обслуживания. В ее центре находится пациент, забота о котором должна осуществляться на всех этапах континуума здоровья — от ведения здорового образа жизни, профилактики и ранней диагностики до лечения и ухода на дому.

Еще одна тенденция — рост числа хронических заболеваний. По мнению многих экспертов, до 80 % всех случаев хронических заболеваний могут быть предотвращены с помощью правильного образа жизни. По разным прогнозам, к 2050 году не менее половины людей в развитых странах будут страдать хроническими заболеваниями. Это влечет за собой значительный рост нагрузки на систему здравоохранения и затрат на медицинское обслуживание. Для того чтобы определить, в каком направлении необходимо развиваться системам здравоохранения в разных странах, в 2016 году мы провели международное исследование «Индекс здоровья будущего» на 13 крупных рынках. Согласно его данным, абсолютное большинство пациентов и врачей (69 % и 85 % соответственно) уверены, что интегрированные информационные системы и сопутствующие технологии улучшат качество медицинских услуг.

 

Телемедицина и оказание удаленной помощи

Развитие телемедицины также стремительно набирает обороты. Благодаря современным технологиям обработки и передачи медицинских данных врачи могут удаленно следить за состоянием пациентов, которые больше не привязаны к местонахождению больницы. Особенно актуально внедрение таких решений в сельской местности и отдаленных районах, где отмечается значительная нехватка врачей.

Благодаря технологиям телемедицины пациент и врач могут общаться для обсуждения диагноза или методики лечения, находясь при этом в разных местах. Удаленные консультации врачей уже используются во время работы скорой помощи. Трансляция с дисплеев медицинских устройств на месте выезда бригады помогает организовать передачу точных данных в режиме реального времени. Теперь пациент может получить необходимый комплекс мер по лечению до прибытия в клинику. Повсеместное внедрение подобных решений повысит доступность и улучшит качество оказания медицинской помощи. Это целесообразно и с экономической точки зрения — средства на оплату труда расширенного штата врачей и их транспортировку можно будет направить на спасение большего числа человеческих жизней.

Еще один пример — телемедицинское решение eIAC для интенсивной амбулаторной помощи, с помощью которого удалось повысить эффективность и значительно сократить стоимость лечения больных хроническими заболеваниями. В медицинских учреждениях США, в работу которых уже внедрено данное решение, общие расходы на лечение пациентов удалось сократить на 34,5%, а период их пребывания в больнице и число повторных госпитализаций — вдвое.

 

Цифровые технологии и носимые гаджеты

Совсем скоро технологии искусственного интеллекта станут незаменимым и важнейшим элементом в отрасли здравоохранения. Уже сейчас машинный интеллект позволяет врачам ставить точные диагнозы с первого обследования. Например, система IntelliSpace Universal Data Manager помогает систематизировать миллионы изображений и другой информации из различных источников и быстро осуществлять их передачу в рамках больничных сетей. Подобные разработки задают принципиально новые стандарты ухода за пациентами и знаменуют переход к интегрированной медицинской помощи будущего.

Мы отмечаем, что люди более пристально следят за своим здоровьем и готовы вкладываться в него. Многочисленные приложения для смартфонов, фитнес-трекеры и другие умные технологии позволяют отслеживать физическое состояние и фиксировать практически любые изменения в организме. Более половины (57 %) опрошенных пациентов в рамках исследования «Индекс здоровья будущего» используют разного рода гаджеты для мониторинга жизненно важных показателей здоровья, но только треть из них делится данными с лечащим врачом. Курс на ведение здорового образа жизни и интерес пациентов к своему здоровью на самых ранних этапах помогает сместить фокус с лечения заболеваний на их профилактику.

Стратегия континуума здоровья

Основой современной системы здравоохранения в цифровую эпоху становится стратегия континуума здоровья, другими словами — интегрированной помощи на всех этапах от здорового образа жизни, профилактики и ранней диагностики до лечения заболеваний. Сегодня состояние нашего здоровья в значительной степени зависит от того, какой образ жизни мы ведем, следим ли за питанием, уделяем ли достаточно времени спорту и, главное, проходим ли регулярные обследования. Благодаря инновациям в медицине и усилиям врачей диагностировать большинство заболеваний можно на ранних этапах, когда они лучше поддаются лечению.

Государству, медицинскому сообществу и лидерам рынка необходимо объединить усилия для создания революционных решений и методик, которые помогут обеспечить качественную и точную диагностику и будут способствовать переходу на ценностно-ориентированную модель медицинского обслуживания. В центре такой модели находится пациент, активно вовлеченный в управление собственным здоровьем. В странах с ценностно-ориентированной моделью государство платит за результат его лечения, а не за оказанные медицинские услуги. Такой подход позволит улучшить состояние здоровья и качество жизни населения, оптимизировать расходы и снизить нагрузку на системы здравоохранения.

 

Автор: Арман Воскерчян

Поступить в МТИ