Транспорт будущего: от летающего такси до вакуумного поезда

Жителей больших городов сейчас уже особо не удивишь электромобилями, беспилотными автобусами или электробусами. Идея о неком городе будущего становится все более ощутимой.

На чем мы будем ездить или летать до работы через 10-20 лет? Рассказываем о новых видах общественного транспорта, одни из которых уже вошли в реальную жизнь, а другие близки к этому.

Трамваи без рельсов

В конце октября в Китае запустили новый вид городского транспорта, разработанный корпорацией CRRC (крупнейший в мире производитель поездов), — трамвай, которому не нужны рельсы. Автономный рельсовый скоростной транспорт, именно так его прозвали, по сути, является гибридом автобуса, трамвая и поезда. Такой гибрид состоит из трех вагонов, каждый из которых вмещает до сотни пассажиров. Новый тип трамвая перемещается не по рельсам, а по дороге с разметкой, специально сделанной под него.

 

Транспорт оборудован сенсорами, которые считывают и собирают информацию о движении и окружающей среде. Трамвай способен разогнаться до 70 км/ч. Правда, одного заряда батареи хватает только на 25 км. Зато на полную подзарядку ему требуется всего 10 минут. А срок его эксплуатации оценивают в 25 лет.

По мнению властей и разработчиков, новые трамваи могут стать более дешевой и экологичной альтернативой существующей транспортной системы Китая, в том числе и метро. Для сравнения: стоимость одного километра пути для трамвая в Китае стоит 22–30 миллионов долларов, для метро — раза в два-три больше. А один километр для автономного рельсового скоростного транспорта будет стоить примерно 7,5–15 миллионов долларов.

Летающее такси

Компания Airbus, пожалуй, одной из первых оказалась близка к воплощению идеи о летающем такси из фильма «Пятый элемент». Проект CityAirbus, разработанный компанией, представляет собой автомобиль для перевозки пассажиров по городу, но не по трассе, а по воздуху. Вместимость такого такси — 4 человека, а максимальная скорость — 120 км/ч. Предполагается, что летающее такси, в первую очередь, будет работать на доставку пассажиров в важные пункты назначения — аэропорты и вокзалы.

Airbus считает, что развитие именно городского аэротранспорта поможет решить как минимум две проблемы: пробки на дорогах и загрязнение воздуха.

В начале следующего года Airbus собирается провести полноценный запуск всех систем аппарата. А первый полет CityAirbus запланирован на конец 2018 года. Сначала, скорее всего, летающее такси будет управляться пилотом. В дальнейшем его хотят перевести на полностью автономный режим.

Но Airbus — не единственные, кто загорелся идеей воздушного транспорта. В ноябре стало известно, что Uber совместно с NASA собираются запустить летающее такси в 2020 году в Лос-Анджелесе. По крайней мере, на это время запланировано тестирование аппарата. Власти города согласились, что LA — идеальное место для пробы новой технологии. Вот только пока не завершены переговоры о вопросах воздействия летающего такси на окружающую среду, о зонах посадки, об эффективности такого транспорта.

Гирокары и гиропоезды

Российский инженер Дахир Семенов, работающий в Турции, занимается созданием гирокаров и гиропоездов. Гирокар — это такой необычный автобус второго уровня, балансирующий на подставках, которые скользят по монорельсу. В основе балансировки лежит гироскопический эффект. Гироскопы, которые вращаются и приводят в движение эту машину, будут питаться солнечными батареями.

Речь идет о втором уровне, потому что гирокары проезжают над обычными автомобилями. А за счет того, что высота подставок, или ножек, регулируется, один гирокар может проезжать над другим, создавая условно третий уровень движения.

Железнодорожный монорельс, по мнению разработчика, надо поставить на разделительную полосу, тем самым решив, хотя бы отчасти, проблему автомобильных пробок. Семенов считает, что гироскопы могут повлиять на сокращение числа частных авто на улицах городов. Гирокары вполне способны заменить автобусы и стать их улучшенной версией. Например, в салонах думают поставить телевизоры и диваны. В итоге получится гирокар класса «комфорт».

Сейчас ведутся переговоры с властями Катара и Дубая о запуске гирокаров. И есть вероятность, что первые из них появятся в Катаре в 2022 году к Чемпионату мира по футболу.

Подземный поезд

Еще один проект, который в идеале должен разгрузить движение на дорогах, придумал Илон Маск — бизнесмен, имя которого прочно ассоциируется с миром будущего. Он увлекся идеей строительства подземных тоннелей под Лос-Анджелесом и создания вакуумного поезда Hyperloop, который смог бы передвигаться по этим тоннелям — трубам с низким давлением. О желании воплотить этот проект Маск заявил в 2013 году. Предполагается, что поезд будет ходить по маршруту Нью-Йорк — США. Планы Маска очень амбициозны. Он надеется, что Hyperloop сможет развить скорость до 1200 км/ч. Если этого получится достичь, путь от начальной точки до конечной займет 29 минут. Пока же максимальная скорость, которую показал поезд на испытаниях, — 355 км/ч. В конце октября Маск опубликовал первую фотографию строящегося подземного тоннеля в Лос-Анджелесе. Это будет тестовый участок для проверки высокоскоростных поездов Hyperloop.

В свою систему тоннелей Маск хочет отправить и автобусы. Весной 2017 года его компания представила проект беспилотного электроавтобуса, который бы перемещался тоже по сети подземных тоннелей. Предполагается, что корпус автобуса будет сделан из стекла. В салоне подземного беспилотника уместятся 10 человек, а максимальная скорость, с которой он сможет ездить по тоннелю, составит 200 км/ч.

По словам Маска, тоннели, в отличие от летающих машин, более устойчивы к атмосферным воздействиям и не упадут на голову. Правда, пока вся эта затея с подземными автомобилями выглядит слишком дорогостоящей. И чтобы создать такую транспортную сеть под землей, надо уменьшить затраты более чем в 10 раз.

 

Автор: Ольга Аверкиева

 

Поступить в МТИ