Воображение меняет отношение к обычным местам

Европейские ученые выяснили, что воображение может сделать определенное место эмоционально значимым. Для этого они попросили участников своего фМРТ-эксперимента представить, как они проводят время со знакомыми людьми в определенных местах, а затем оценили, как менялось их отношение к этим местам.

Воображение — одна из исключительно человеческих особенностей, которая помогает нам не только возвращаться к уже пережитым событиям и посещенным местам, но и выстраивать совершенно новые на основании того, что мы уже видели. К примеру, мы можем представить, как пойдем в кафе, которое однажды мельком увидели, с определенным человеком и хорошо проведем там время.

При этом воображение возможных сценариев в будущем и возвращение к уже пережитому в прошлом — вещи все-таки разные, во многом из-за того, что уже случившиеся события могут вызвать эмоциональную реакцию на то, что с ними связано.

В новой работе ученые из Института человеческой когнитологии и науки о мозге Общества Макса Планка под руководством Ролана Бенуа решили проверить, может ли у человека сформироваться эмоциональная реакция на определенные места, если он вообразит гипотетические ситуации, которые могут там случиться.

Для этого они провели фМРТ-эксперимент, в котором приняли участие 18 человек. Каждого из них попросили составить список знакомых людей — как тех, к кому они испытывают теплые чувства, так и тех, кого они не любят — и список хорошо знакомых мест. Во время сканирования участников просили представить ситуацию, в которой они проводят время с определенным человеком в определенном месте. Первый автор статьи Ролан Бенуа в качестве примера приводит воображаемую ситуацию, в которой он едет вместе с дочерью в лифте университета. Девочка прыгает и нажимает на кнопки, после чего они выходят на самом последнем этаже и наслаждаются открывающимся там видом. 

До и после процедуры участников просили по четырехбалльной шкале оценить то, насколько ярко они представляют человека и место, а по девятибалльной — нравится ли им воображаемое место и человек. После окончания эксперимента его повторили на другой группе людей — в нее вошло 30 человек.

Ученые выяснили, что симпатия к определенному месту существенно возрастает после того, как человек представит, как он проводит там время с тем, кого любит. Кроме того, этот эффект оказался реплицируемым: результаты удалось повторить и на второй группе участников.

Основным участком мозга, на котором сосредоточились исследователи, стала вентромедиальная часть префронтальной коры, которая отвечает за хранение и дальнейшее использование ментальных репрезентаций событий, людей и эмоций. Ученые показали, что активность этого участка выше в случае, если участник представлял кого-то, кто ему нравится (в сравнении с тем, кто ему не нравится). Кроме того, повышение активности этого участка также предсказывало повышение положительного отношения к представленному месту.

Авторам работы, таким образом, удалось показать, что изменение отношения к определенным местам может произойти и без реально пережитого в них опыта: для этого достаточно воображения. Наиболее эффективным двигателем в этой ситуации, судя по всему, выступают сильные положительные эмоции, которые, в свою очередь, ярче всего вызываются представлением определенных близких людей.

Автор: Елизавета Ивтушок

Поступить в МТИ