Как три студента из Перми создали робота-консультанта

Олег Кивокурцев увлекся роботами в 2013 году на 5-м курсе Пермского государственного политехнического университета, где учился на инженера-конструктора. Втроем с одногруппником Максимом Утевым и Игорем Еремеевым, аспирантом электротехнического факультета, они сделали робота-снегоуборщика, рассказывает Кивокурцев. Они сняли его на видео и выложили ролик на YouTube. В результате робота приобрел покупатель из Чехии за $3000.

Во время университетского конкурса «Большая разведка» партнеры познакомились с пермским бизнес-ангелом Алексеем Южаковым, и эта встреча стала поворотной. Южаков предложил делать роботов для корпоративного применения — в качестве консультантов, промоутеров, экскурсоводов — и вложил 300 000 руб. Компания «Промобот» была создана в 2014 году, Южаков получил в ней долю в 50 %, а Кивокурцев с двумя партнерами стали совладельцами.

Говорит и показывает

К октябрю 2013 года был готов прототип. У изобретателей был выбор: сделать робот телеприсутствия (он оснащен видеокамерой и микрофоном, а оператор управляет им дистанционно через интернет или GPRS) или полностью автономную модель. По мнению Южакова, автономные роботы перспективнее: они дороже роботов телеприсутствия, но функциональнее и не нуждаются в операторе.

Первый робот получился ростом 145 см и весом 70 кг. Программное обеспечение изобретатели разработали сами, им только пришлось купить лицензии на программы распознавания лиц и речи у Visionlabs (за 48 000 руб. с правом коммерческого использования), Google и «Яндекс» (по $1000 каждая). Основную часть блоков заказали на Alibaba — аккумулятор на 8 ч работы, электромоторы для головы, рук-манипуляторов и колесной части, датчики препятствий, процессор и прочую электронику.

Робот передвигается на колесиках, жестикулирует, распознает собеседников и разговаривает с ними. Он записывает каждую реплику, потом звуковой файл по интернету отправляется на сервер «Яндекса» или Google, где преобразуется в текст, а затем пересылается на другой сервер, чтобы по словам-маркерам подобрать ответ в нейросетевой лингвистической базе. При хорошем сигнале робот отвечает за 2 секунды, при плохой связи интервалы увеличиваются, признает Кивокурцев. Без интернета робот не сможет работать. Точность распознавания речи — около 80 %, утверждает Кивокурцев. Для проверки робота Южаков договорился с одним из торговых центров Перми. Промобот рекламировал цветочный магазин, ездил среди посетителей, здоровался за руку, шутил и делал комплименты дамам. В результате к концу года удалось продать 10 роботов по 300 000 руб. — торговому центру, строительной компании, event-агентству и поставщику пластиковых окон.

Конкурсная карусель

К январю 2015 года пермские стартаперы выпустили промобот второго поколения с новым дизайном корпуса, сниженным энергопотреблением, более надежными моторами. Он стал лучше распознавать лица и научился распознавать скопления людей и подъезжать к ним (раньше он перемещался хаотично).

Еще в университете предприниматели узнали о льготах, которые получают резиденты фонда «Сколково». Но стать резидентом «Сколково» «Промоботу» удалось только с третьей попытки: экспертов фонда сначала не устроили небольшие продажи, потом — отсутствие международного опыта у разработчиков. Помогла недельная стажировка Кивокурцева в США от Политехнического университета. «Промобот» также принял участие в конкурсе инновационных проектов Generation S, акселераторе стартапов при Российской венчурной компании (РВК), и вошел в пятерку победителей.

Благодаря Generation S у «Промобота» появилось два частных инвестора из числа экспертов конкурса: ректор Московского технологического института (МТИ) Григорий Бубнов и проректор Евгений Плужник. Они вложили в «Промобот» 25 млн и 18 млн руб. соответственно. Бубнов объясняет, что прежде чем стать ректором МТИ в 2009 году, он был совладельцем нескольких банков и инвесткомпаний, а Плужник раньше был партнером Евразийской холдинговой компании.

Ставка на выставки

«Люди не понимают, зачем нужны и что могут сервисные роботы», — говорит Владимир Венеров, гендиректор компании Alfa Robotics. Alfa Robotics в 2016 году продала 30 роботов-промоутеров Kiki по 747 000 руб.

Лучшая реклама — показывать робота на выставках, ведь он продает сам себя, рассказывает Кивокурцев. Для резидентов «Сколково» участие в выставках было бесплатным. Бесплатно предоставляла «Промоботу» место на своих стендах и РВК. Благодаря этому пермского робота удалось показать на Robotics Expo в Москве, а также на выставках в Париже, Сингапуре, Токио и Хельсинки.

Владелец рекламного агентства «Джон Голт» Евгений Володин впервые увидел промобота именно на выставке. Он купил трех роботов за 1,5 млн руб. и стал сдавать их в аренду как промоутеров и консультантов на конференциях по 36 000 руб. в день. За год роботов брали в аренду примерно 50 раз, уточняет Володин.

В 2015 году предприниматели продали 81 робота. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка ООО «Промобот» в 2015 году составила 21 млн руб., чистая прибыль — 2,3 млн руб.

В 2016 году «Промобот» снял помещение площадью 600 кв. м на территории технопарка в центре Перми за 300 000 руб. в месяц. Штат предприятия расширился до 50 человек (программистов, сборщиков, электронщиков, инженеров и лингвистов). На зарплату уходит примерно 1,5 млн руб. в месяц, говорит Кивокурцев.

Восстание машин

Летом 2016 года с испытательного полигона «Промобота» в Перми сбежал робот — якобы по вине инженера, оставившего машину без присмотра. И сразу же на YouTube появился ролик, показывающий бесхозного робота, разъезжающего по улице. Кивокурцев уверяет, что никто в компании не организовывал съемку. Ролик показали по телеканалу Russia Today, о побеге робота написали газеты.

«Это отличный рекламный ход, не важно, был он организован или получился случайно», — комментирует основатель агентства Paradigma Илья Ноткин. Вирусная реклама, маркетинг через YouTube, выставки наиболее эффективны для продвижения столь необычных продуктов, как роботы, считает эксперт. Главное — показывать робота в действии.

После выхода ролика количество заказов выросло втрое, говорит Кивокурцев. Всего за 2016 год был продано 102 робота.

«Промобот» второго поколения в зависимости от комплектации продается по цене от 490 000 до 920 000 руб. Сейчас компания продает в среднем по 10 роботов в месяц, главным образом ритейлерам и рекламным агентствам. Осенью 2016 года 15,5 % «Промобота» за 150 млн руб. приобрел Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). По словам его представителя Никиты Юрьева, фонд привлекла динамика «Промобота» и перспективы мирового рынка роботов бизнес-назначения.

Made in China

«Чтобы перейти от ручной сборки к серийному выпуску роботов, надо выйти за пределы рекламно-выставочной сферы», — комментирует Дмитрий Гришин, основатель Grishin Robotics. Компания SoftBank выпустила несколько моделей для ритейла, банковской сферы, но массового спроса пока нет, отмечает Гришин. «Промобот» уже продал по три робота НПФ Сбербанка и самому Сбербанку. Представитель Сбербанка этот факт подтвердил.

Сейчас «Промобот» дорабатывает модель третьего поколения. Она сможет подключиться к учетно-управленческой системе ритейлера и ответить на вопрос, в каком магазине сети и по какой цене можно купить тот или иной товар. Также «Промобот» разрабатывает технологию управления роботом без подключения к интернету.

На выставке в Токио в 2015 году Южаков подписал контракт с китайской фирмой Keysi Microelectronics на поставку 100 роботов до 2020 года. Южаков попросил представителей Keysi Microelectronics познакомить его с кем-либо из чиновников Китая, и те организовали знакомство с властями двух провинций. «Нам предложили производственные площадки бесплатно, поскольку китайцы очень заинтересованы в развитии производства роботов», — объясняет Южаков.

Источник: Ведомости

Поступить в МТИ