По данным опроса, проведенного Исследовательским центром российского рекрутингового портала, половина компаний рады приветствовать молодых сотрудников на стажировку. Из них 47 % берут студентов профильных специальностей на время летней практики. Как правило в таких компаниях решение об организации у себя практик является продуманной HR-стратегией, в том числе подкрепленной финансовыми и временными ресурсами.
Для именитых предприятий — это инвестиции в формирование кадрового потенциала. Компании также активно сотрудничают с вузами, организуют производственные и преддипломные практики, не только в рамках своих внутренних стратегий, но и с целью формирования положительного HR-бренда на рынке труда.
Это большая удача, если студентам удается стажироваться в известных компаниях. Однако есть случаи, когда предприятие совершенно не заинтересовано в том, чтобы брать к себе неопытного работника, да еще всего на несколько недель, за которые практически невозможно по-настоящему погрузиться в производственный процесс.
Поэтому эксперты изначально рекомендуют абитуриентам выбирать вузы с центром карьеры. Они не занимаются непосредственно трудоустройством, но помогают студентам сориентироваться на рынке труда. В хороших центрах помогут составить резюме, выбрать работодателя и дать рекомендации по успешному поиску работы.
Итак, если студенту все-таки «повезло», и он добился прохождения практики в хорошей компании, стоит с первых дней заявить о себе. Конечно, звезд с неба, вам никто не обещает. Но энтузиазм и желание учиться новому работодатель обязательно отметит.
Кроме того, не забывайте спрашивать у работодателя характеристику. Это пригодится вам для портфолио и сыграет хорошую роль при построении карьеры.
Во многих странах (а в последние годы и в России) больше распространен формат полноценных стажировок, а не двухнедельных практик. Стажировка обычно длится до полугода и включает в себя обучение. Иногда стажер получает небольшую зарплату или стипендию.
Работодатели предпочитают приглашать студентов последних курсов, чтобы затем они могли остаться работать в компании на постоянной основе. Стажерские программы есть во многих крупных зарубежных компаниях или их филиалах в России.
Руководители вузов и представители HR-сообщества считают, что стажировка является одним из показателей качества образования. Если вуз не организует совместную работу с компаниями, то у него нет обратной связи с работодателями, без чего институт не может развиваться успешно.