Большие перспективы
По данным опроса, проведенного Исследовательским центром российского рекрутингового портала, половина компаний рады приветствовать молодых сотрудников на стажировку. Из них 47 % берут студентов профильных специальностей на время летней практики. Как правило в таких компаниях решение об организации у себя практик является продуманной HR-стратегией, в том числе подкрепленной финансовыми и временными ресурсами.
Для именитых предприятий — это инвестиции в формирование кадрового потенциала. Компании также активно сотрудничают с вузами, организуют производственные и преддипломные практики, не только в рамках своих внутренних стратегий, но и с целью формирования положительного HR-бренда на рынке труда.
Дело выбора
Это большая удача, если студентам удается стажироваться в известных компаниях. Однако есть случаи, когда предприятие совершенно не заинтересовано в том, чтобы брать к себе неопытного работника, да еще всего на несколько недель, за которые практически невозможно по-настоящему погрузиться в производственный процесс.
Поэтому эксперты изначально рекомендуют абитуриентам выбирать вузы с центром карьеры. Они не занимаются непосредственно трудоустройством, но помогают студентам сориентироваться на рынке труда. В хороших центрах помогут составить резюме, выбрать работодателя и дать рекомендации по успешному поиску работы.
Миссия выполнима
Итак, если студенту все-таки «повезло», и он добился прохождения практики в хорошей компании, стоит с первых дней заявить о себе. Конечно, звезд с неба, вам никто не обещает. Но энтузиазм и желание учиться новому работодатель обязательно отметит.
- Настаивайте на работе. Чтобы понять, правильно ли вы выбрали профессию или нет, нужно отработать в полноценном графике хотя бы две полных недели. За это время вы успеете побывать в различных (стандартных и нестандартных) ситуациях. Никогда не отказывайтесь от заданий, даже если они вам кажутся невыполнимыми.
- Адекватно оценивайте свои обязанности и способности. Если вы понимаете, что ваша работа из разряда «принести-подать», то это вовсе не практика. Смело ищите другое место.
- Засыпайте наставника вопросами. Предприятие обязано выделить вам куратора практики, который объяснит суть работы и будет давать вам задания. Не бойтесь спрашивать. Если у вашего руководителя не болит голова от ваших постоянных вопросов «а почему так?», «а зачем это необходимо?», то скорее всего вы ничего не делаете.
- Наставник почти как друг. Проверьте это на практике! Утром здороваться, вечером прощаться. Спрашивать об интересах, увлечениях (но ненавязчиво). Раз уж вы только начинаете профессиональную деятельность, привыкайте к мысли, что в дальнейшем работа будет занимать основную часть вашей жизни. А хорошие отношения в коллективе — это крайне важно.
- Дневники практиканта. Ведите отчет или дневник не для «галочки» или хороших оценок в вузе, а для себя. Если вы уверены, что в дальнейшем будете работать по специальности, ведение отчетов поможет вам более эффективно закрепиться на постоянном месте работы.
Кроме того, не забывайте спрашивать у работодателя характеристику. Это пригодится вам для портфолио и сыграет хорошую роль при построении карьеры.
О перспективах
Во многих странах (а в последние годы и в России) больше распространен формат полноценных стажировок, а не двухнедельных практик. Стажировка обычно длится до полугода и включает в себя обучение. Иногда стажер получает небольшую зарплату или стипендию.
Работодатели предпочитают приглашать студентов последних курсов, чтобы затем они могли остаться работать в компании на постоянной основе. Стажерские программы есть во многих крупных зарубежных компаниях или их филиалах в России.
Руководители вузов и представители HR-сообщества считают, что стажировка является одним из показателей качества образования. Если вуз не организует совместную работу с компаниями, то у него нет обратной связи с работодателями, без чего институт не может развиваться успешно.